Константина Горбатова (1876-1945) мы приметили еще до его первой большой выставки в России в 2021 году. Импрессионист по духу, Константин Иванович прославил себя не только артистичным "впечатлением" от игры света, цвета и тени, его работы по его собственному признанию, это чистый восторг, но с нотками опять же чисто русской ностальгии по бесконечно ускользающей красоте. Его полотна кажутся нерукотворными, они словно сами расцветают на холсте и не пытаются следовать манифестам, фирменным приемам и пресловутой авторской манере.
И хотя Горбатов пишет то же, что и другие, его трудно с кем-либо спутать.
Его излюбленный жанр - городской пейзаж, шире - гармония человеческого начала с природным. Ну и конечно же, вода, озерная, речная, морская.
Вид древнего Пскова, 1918 г.
Горбатов вырос на реке. Волге. Волга - русская река. Но, как и другие творцы из средней полосы России, оказавшись в солнечной Италии, художник мгновенно влюбился в нее. И подарил нам свое виденье средиземноморской элегии. А свою светлую ностальгию по Родине, будучи вынужденным эмигрантом, он выразил в серии написанных по памяти русских городов. Реальных и легендарных.
Град Китеж, 1913 г.
Корабли в заливе Амальфи, 1925 г.
Похожий на преуспевающего коммерсанта, как художник Горбатов тоже вполне преуспевал, его работы были по душе и русским, и зарубежным зрителям.
И покупателям тоже. До тех пор, пока в Германии, в которой он обосновался, не воцарился холодный большой стиль новой белокурой бестии.
Удивительно, но скончавшийся в Берлине после прихода советских войск художник должен был носить совсем другое имя. Немецкое: Константин Генрихович Гамберг. Он был незаконнорожденным сыном Ставропольского провизора Генриха Христиановича Гамберга. Мало того, он и у своей родной матери Екатерины Павловой числился воспитанником. Через пять лет после его рождения мать вышла замуж. Ее муж усыновил мальчика и дал ему свою фамилию и отчество.
О берлинской жизни художника после начала войны мало что известно. Он был под наблюдением полиции как неблагонадежный и должен был отмечаться 2 раза в день в участке. Просторную квартиру пришлось сменить на полуподвальную, но и там Константин Иванович продолжал работать, в пику обстоятельствам создавая все такие же полные света и жизни полотна, воспевая в них красоту русской природы.
Не исключено, что к нему инкогнито, соблюдая строжайшую конспирацию, заглядывал ценитель и тонкий знаток живописи в чине штандартенфюрера СС, проявляющий странный и непостижимый для его холодного облика интерес к картинам с изображением русских городов.
Возможно, что так оно и было бы в реальности "Семнадцати мгновений весны", знай Юлиан Семенов о своем выдающемся и забытом на тот момент соотечественнике.
Вид из окна зимой. Берлин, 1945 г.