Василий Кандинский. Живая импрессия.

Василий Кандинский. Живая импрессия.

Работы В.В. Кандинского были одними из первых, вдохновивших наш проект «Артефакт».

При этом любой, даже самый поверхностный взгляд на его творчество, говорит о том, что Кандинский какой-то не такой авангардист-абстракционист. Его композиции, импрессии, импровизации, как он сам определял жанр своих работ, изображали не «ничто», как принято в абстракции, а «нечто». «Нечто», прежде всего жило, ворочаясь формами, выстраиваясь в ритме, раскрываясь в причудливых цветовых сочетаниях.

синий круг

Синий круг, 1922 г.

Живопись Кандинского считается нефигуративной, но при этом она чертовски эмоциональна. В закорючках, над которыми смеялись маститые художники, и первый из них бонза советского реализма И. Грабарь, читалась какая-то своя, отдельная прото-жизнь. В разбросанных по полотнам закорючках-зиготах не было произвола, все они подчинялись неизвестной нам гармонии. Гармонии иной, абиологической, жизни.

sderzhanost.jpg

Сдержанность, 1940 г.

 

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ

Что общего у Босха, Кандинского, Клее и Миро?

Трое из них считаются абстракционистами, а первый, если воспользоваться современной терминологией, скорее сюрреалист.

А общее у них то, что созданные ими миры обладают внутренней связностью, эстетической и не только непротиворечивостью. Как-будто авторы не сочинили их, а где-то подсмотрели.

О Босхе будет отдельный разговор. Источники его вдохновения до сих пор вызывают споры.

Кандинский признавался, что «видит» звуки и «слышит» цвета. Сейчас такие способности или, говоря медицинским языком, отклонения, называются синестезией. Выражение художника: "Цвет - это клавиш, глаз - молоточек, душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу", - выглядит как симптом такой девиации сознания.

Нотный стан, внедренный в композицию картины, как раз и может в видимой бесформенности дать ощущение целостности и гармоничности жизни.

Что касается жизни самого художника, то до 30 лет он и не думал быть таковым. Получив юридическое образование, Кандинский чуть не занял место приват-доцента в Дерптском университете. Впереди могла быть сытая, но скучная карьера профессора и практикующего юриста. Но тут случилось непоправимое.

В 1896 Москву приехала выставка французских импрессионистов. Кандинского поразила одна работа, это был «Стог» Моне. Он воспринял ее как нечто абстрактное: за игрой цвета, энергичными мазками Кандинский не рассмотрел собственно предмета, стога. Он «услышал» живопись Моне.

Поворотный момент в зрительном восприятии подкрепился потрясение в звуковом. Им стала опера Вагнера «Лоэнгрин», поставленная в Большом. Надо ли говорить, что он ее «увидел».

Не происходящее на сцене, а музыку как таковую.

После этих откровений судьба Василия Кандинского была решена. Он решил стать художником.

Вначале реалистом, чуть позже импрессионистом, потом экспрессионистом-фовистом, чтобы наконец-то в зрелом возрасте прийти к своему стилю, который он сам называл «лирическим геометризмом».

Благодаря обширному наследию сохранившихся работ, мы можем проследить эволюцию стиля художника. Подобно «розовому» и «голубому» Пикассо, мы можем видеть Кандинского пейзажного, фольклорного, экспрессивного.

photo_2024-08-24_22-32-18.jpg

photo_2024-08-24_22-32-18 (2).jpg

photo_2024-08-24_22-32-19.jpg

photo_2024-08-24_22-32-19 (2).jpg

Но даже в своих поздних работах Кандинский сохранял эмоциональную связь с живой природой.

Потомок нерчинских каторжан, немец со стороны матери, потомок мансийских князей Кондинских, Василий Васильевич и сам есть отличный пример синестезии - Запада и Востока, -которые в этом конкретном случае очень даже сошлись.

P.S.

Кандинский входит в тройку самых дорогих русских художников, работы которых продавались на аукционах.

В июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зелёным домом» был приобретён за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, была продана за 42 млн долларов. В марте 2023 года картина «Церковь в Мурнау» была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне, Великобритания за 37,2 миллиона фунтов стерлингов (около 3,3 миллиарда рублей).

729.jpg

Мурнау  - пейзаж с зелёным домом, 1909 г.

photo_2024-08-24_22-32-19 (3).jpg

church.jpg

Церковь в Мурнау, 1910 г.

Товары, упомянутые в статье
В наличии
Предзаказ
арт. 496
8 700 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. 592
8 700 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. 305
8 700 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. Tunic03
7 000 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. 485
10 500 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. 515
от 9 100 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. Kanddress08
7 950 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. Kanddress07
7 950 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. 285
7 950 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. Kand03
5 000 руб.
В наличии
Предзаказ
арт. 205
25 500 руб.
В наличии
Новое
Предзаказ
арт. 600
19 500 руб.
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Название товара
100 руб.
1 шт.
Перейти в корзину
Заказ в один клик

Я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.